universal_inf (universal_inf) wrote,
universal_inf
universal_inf

12 книг этой осени

Виктор Пелевин: «Любовь к трём цукербринам»



Пока издательство «Эксмо» выпускает полное собрание сочинений Пелевина в фанатских иллюстрациях, автор не упускает возможности высказаться на злобу дня: монтирует из реальности последнего года с её войнами, медиа, фейсбуками и прочими шумами интернета.

На самом деле, это весьма неожиданная книга. Мы, конечно, ждали традиционного осеннего Пелевина, но раньше он с некоторым презрением объяснял нам, что всё кругом — иллюзии и тлен, словно он достиг просветления с людьми, которые о нём пока ещё даже не задумываются. Такого и в последней книге немало («Конспирология — чрезвычайно уютная норка для ума. Но когда я получил возможность заглядывать в чужие головы, выяснилось, что реальность совершенно не нуждается в заговорах и заклинаниях, чтобы выглядеть так, как выглядит»), но главной в ней оказывается чувство глубокой печали оттого, что всё и вправду тлен и матрица и никакого божественного сострадания по эту сторону кармы нам не светит.

Отзыв. В обзоре. Скачивать здесь


Майкл Каннингем: «Снежная королева»



Последний на сегодняшний день роман Майкла Каннингема, где очень много Каннингема: опять триумвират главных героев, опять один (здесь — одна) из них борется со смертью, другой — с искусством, а третий с собственной гомосексуальностью.

Опять фон (фоном здесь становится современный Нью-Йорк) ничуть не менее важен, чем происходящее. То есть важно, отвлекаясь от героев, иногда просто смотреть на небо. Отсылка к сказке Андерсена в названии очевидна, но здесь она служит скорее напоминанием: сколько не выкладывай из льдинок слово «вечность», всё равно все там будем.


Донна Тартт: «Щегол»



Донна Тартт пишет по роману в десять лет. Все их отличает виртуозно созданный мир рассказа. «Щегол» — третий её роман, главная книга 2013 года по версии Amazon и, без преувеличений, самая обсуждаемая книга прошлых лет.

Здесь мог бы вырасти криминальный триллер — в начале книги главный герой, ещё маленький мальчик, попадает с мамой на выставку европейских старых мастеров в Нью-Йорке. Гремит взрыв, мама погибает, а мальчик остаётся с неуклюже украденным полотном Рембрандта и всю жизнь бегает от Интерпола. Даже несмотря на внушительный, почти библейский размер текста, у Тартт получается тихая камерная драма о состоянии человека, о горестях взросления. Это неслучайно: главной литературной отсылкой явился Чарльз Диккенс.


Владимир Сорокин, составитель: «Русский жестокий рассказ»



Что бы там ни пряталось за обложкой, нас прежде всего интересует имя составителя. Не только потому, как Сорокин в последних книгах описал наступающую на нас реальность, — нет, мы готовы следить за каждым его движением.

Владимир Георгиевич неоднократно повторял, что кодом ко всему российскому является жестокость. Кодом не только к литературе, но и, например, отношениям народа и власти, отношениям в семье, любовным и другим. И составленная антология станет лучшим способом опровергнуть или доказать это утверждение.


Иэн Макьюэн: «Сластёна»



Семидесятые годы, Холодная война, призрак коммунизма ходит по Европе. Британское правительство, точнее одна нежно любящая Солженицына его идейная представительница, решает вербовать писателей, чтобы они на деньги налогоплательщиков писали романы о том, что коммунизм — это плохо.

Что могло пойти не так? Макьюэн — известный мастер саспенса: в его книгах ожидаешь подвоха задолго до того, как до него дело дойдёт. Но «Сластёна» как раз не страшилка, как, скажем, «Суббота», и не социальный триллер, а ювелирный роман о литературе и писательстве.


Том Голд: «Голиаф»



Графическая притча, неоднократно отмеченная призами. Библейский Голиаф из злобного великана, остроумно побеждённого Давидом камнем из пращи, превращается в нежного и хрупкого великана, ставшего воином против своей воли — сам-то он предпочитает возиться с бумажками.

Из библейской коллизии «маленький герой против большого злодея» Том Голд сделал историю «живой человек против махины государства». Эта книга, великолепно нарисованная, не лишённая лёгкого юмора и глубокой меланхолии, лучше многих других напоминает, насколько мы не владеем собственной судьбой. И уж тем более не можем повлиять на то, что останется от нас в истории.


Энди Вейер: «Марсианин»



Герой книги — астронавт, которого забыли на Марсе и вообразили мёртвым. А он жив и старается продержаться до прилёта следующей миссии: сажает картошку, разводя марсианскую почву с собственными экскрементами, добывает воду, поджигая водород, и пытается приспособить неповоротливые марсоходы к путешествиям на дальние дистанции.

Автор — физик, хорошо изучивший программу НАСА по покорению Марса: знает, о чём пишет, не лажает в подробностях и остроумно подкалывает бюрократию НАСА в нужных местах. В XVIII веке, сочиняя приключения Робинзона Крузо, Даниэль Дефо хотел доказать: разум способен победить всё. Но у Вейера — другой подход, своеобразная триада: победить всё в XXI веке способны знания, чувство юмора и воля к выживанию. У астронавта Марка Уотни есть все три качества — чтение увлекательнейшее.


Ю Несбё: «Сын»



В последнем романе Ю Несбё рассказывает о сыне полицейского, который оттрубил полжизни в тюрьме — и вдруг узнал, что не только сам невиновен, но и отец его, якобы коррумпированный полицейский, тоже был невиновен.

И делать нечего, надо мстить. Несправедливо обвинённых в коррупции мёртвых полицейских в романах Несбё столько, что из них отлично составилась бы отдельная небесная дивизия. Но для автора всё это — лишь очередной способ показать, что пусть мир несправедлив и хорошим всегда достаётся по полной, мы этого так не оставим.


Мария Семпл: «Бернадетта»



Героиня книги — взбалмошная и очень богатая — внезапно пропадает, так и не отправившись с дочерью на обещанные каникулы в Антарктиду. И непонятно, то ли с ней вправду что-то случилось, то ли она увлеклась очередной причудой.

В целом эта книга — из серии «у богатых свои проблемы»: среди героев есть, например, дизайнер из Microsoft, который ходит в одних носках и гордится, что его речь для проекта TED считается четвёртой по популярности в истории по просмотрам. В общем, критика современного общества, да ещё и очень смешная. Недаром английская обложка книги уже который год смотрит на нас чёрными очками главной героини с самых почётных мест прилавков заграничных книжных.


Пьер Леметр: «До свидания там, наверху»



Гонкуровская премия 2013 года. Пьер Леметр уже должен быть нам известен как автор виртуозных детективов. Но перед нами роман скорее авантюрный: о последних днях Первой мировой войны, дружбе двух солдат, переживших её вместе и так же вместе оказавшихся в послевоенной Франции лишними.

Тут, правда, надо учитывать, насколько важной и болезненной для Европы стала тема Первой мировой войны в последнее десятилетие. Окончательно прошёл шок от ужасов Второй мировой и оказалось, что старая Европа, на самом деле, умерла гораздо раньше, а до концлагерей и прочих зигхайлей добредал какой-то ходячий труп. И вот хоронят его и хоронят, но вонь всё ещё доносится даже до нас.


Джонатан Летем: «Диссидентские сады»



Звезда современной фантастики внезапно пишет семейную сагу, которая столь же внезапно превращается в историю американского левого движения: коммунисты до и после Маккарти, хиппи 60-х, антиглобалисты и прочий оккупай нашего времени.

Это сатира, но сатира, за которую Летема справедливо называют продолжателем дела Филипа Рота, — последний точно так же умудряется увидеть за нагромождением левых идей нагромождение человеческих несчастий, разглядеть за движением — человека.


Жуно Диас: «Короткая и фантастическая жизнь Оскара Вау»



Первое место в списке «Важные книги XXI века, которые давно пора перевести на русский язык». Причина задержки была, очевидно, в самом тексте: история мальчика из семьи доминиканцев-эмигрантов написана на дикой смеси испанского с английским.

Ещё неизвестно, как это зазвучит по-русски, но надежда умирает последней. В остальном должно понравиться — и главный герой, огромный толстяк с огромным сердцем, и постоянные отсылки к комиксам и поп-культуре, и трагическая история Доминиканской Республики, ради которой всё и написано.

Спасибо 1, 2


Также рекомендую:

А вы читали?
10 книг, после которых трудно начать читать новые
По следам Часодеев
О книгах
Ваш ребенок может все
Делала рецензию. Автор книги похвалила и наградила
Знаменитые люди и их любимые книги. Часть 1. Часть 2
Фашистский меч ковался в СССР
Карательные органы Советского государства и нацистской Германии в 30-е годы
Сетевые библиотеки 1
Сетевые библиотеки 2
Книги на ldinka.name

Tags: книги
Subscribe
promo universal_inf may 5, 2014 02:04 19
Buy for 50 tokens
Обзоры и посты космической тематики. Разместите свой анонс.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments